Новое - это хорошо забытое старое
<<<       >>>

Высказывания о государстве, обществе и религии
известных людей двадцатого и двадцать первого столетий

  Свобода, равенство, братство.
Лозунг Великой французской революции XVIII века
Сахаров Андрей Дмитриевич (1921—1990)

«Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании. В разных странах причины этих явлений несколько различны. Все же мне кажется, что наиболее глубокая, первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом (государственным, или классовым, или партийным, или авторитетом вождя - это все не более чем варианты одной и той же беды).»

«Наше общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью. Большинство представителей его высшего слоя - партийно-государственного аппарата управления, высших преуспевающих слоев интеллигенции - цепко держатся за свои явные и тайные привилегии и глубоко безразличны к нарушениям прав человека, к интересам прогресса, к безопасности и будущему человечества»

«Наше общество оказалось (не «вдруг», конечно, а в результате сложного исторического процесса) глубоко больным. Симптомы болезни<...> известны, в какой-то мере мы понимаем ее причины и внутренние механизмы (хотя до полной, глубинной ясности еще далеко).
       В первую очередь это отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике (за исключением периода нэпа), в идеологии. С этим связана бюрократизация всей жизни страны. Все нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в силу должности в государственно-хозяйственном или партийном аппарате и образующих особый социальный «бюрократический» слой.»

«Другая сторона эпохи власти бюрократии <в СССР>, тесно связанная с экономическими уродствами, не меннее трагическая - нравственная деградация общества. В прессе, радио и телевидении, в школе, комсомоле, вузе, семье процветают лицемерие и ложь. Многократно обманутые красивыми словами люди больше уже не верят им, общество охватывает всеобщее безразличие. Особенно тяжело эта давящая психологическая обстановка сказывается на молодежи, разлагая и развращая её.
       Бюрократия далеко не бескорыстна. Прикрываясь демагогической фразеологией, она попирает социальную справедливость во всех сферах материальной жизни - таких, как проблема жилья, качество здравоохранения<...>, качество образования и др. Зарплата значительной части трудящихся искусственно занижена<...> Постыдно малы пенсии у подавляющей массы пенсионеров. Одновременно существуют элитарные группы населения, обладающие огромными социально несправедливыми привилегиями.»

«С болью и тревогой я вынужден отметить, что вслед за иллюзорным в значительной мере либерализмом вновь усиливаются ограничения идеологической свободы, стремление к пресечению не контролируемой государством информации, преследование по политическим и идеологическим мотивам, намеренное обострение национальных проблем.»

«<...>националистическая и изоляционистская направленность<...>, религиозно-патриархальный романтизм приводят <...> к очень существенным ошибкам, <...>потенциально опасным<...>
      Сталин во время войны <Советского Союза с гитлеровской Германией 1941—1945 годов> и до самой смерти широко допускал «прирученное» православие.»

« <...>в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них - тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п.»

Андрей Дмитриевич Сахаров (1921—1990)
— советский физик, академик АН СССР, общественный деятель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии Мира.
Александр Александрович Зиновьев (1922—2006)

«Сегодняшняя эпоха не просто посткоммунистическая, она еще и постдемократическая! Сегодня мы являемся свидетелями установления демократического тоталитаризма, или, если хотите, тоталитарной демократии.»

«Страны Запада познали настоящую демократию во время холодной войны. Политические партии имели подлинные идеологические различия и разные политические программы. Органы прессы тоже сильно отличались друг от друга. Все это оказывало влияние на жизнь простых людей, способствовало росту их благосостояния. Теперь этому пришел конец. Демократичный и процветающий капитализм с социально ориентированным законодательством и гарантиями занятости был во многом обязан существованию страха перед коммунизмом. После падения коммунизма в странах Восточной Европы на Западе началась массированная атака на социальные права граждан. Сегодня социалисты, находящиеся у власти в большинстве стран Европы, ведут политику демонтажа системы социальной защиты, политику, уничтожающую все социалистическое, что имелось в странах капитализма.»

«<...>демократия постепенно исчезает из общественной организации стран Запада. Повсюду распространяется тоталитаризм, потому что наднациональная структура навязывает государствам свои собственные законы. Эта недемократичная надстройка отдает приказы, дает санкции, организовывает эмбарго, сбрасывает бомбы, морит голодом. <...>Финансовый тоталитаризм подчинил себе политическую власть. Холодному финансовому тоталитаризму чужды эмоции и чувство жалости. <...>Демократический тоталитаризм и финансовая диктатура исключают возможность общественной революции.»

Александр Александрович Зиновьев (1922—2006)
— советский и российский философ, писатель, публицист. Участник Второй мировой войны. Эмигрант, длительное время живший в Германии.
Дмитрий Яковлевич Гусаров (1924-1995)

<Рассказ Ивана Соболева - бойца советской партизанской бригады, которую командование Карельского фронта направило в рейд по тылам финских войск летом 1942 года:> «<...>в этот момент <в бою с финнами 31 июля 1942 года> обожгла меня автоматная очередь. Словно кипятком плеснули на бедро правой ноги. Схватился я обеими руками за ногу и тихо взвыл не столько от боли, сколько от отчаяния: ведь у нас, у партизан, вся надежда в ногах... <...>За камнем медсестра начала мне делать перевязку. Бедро прострелено навылет. Три пули прошли по мякоти. Вдобавок мелочи от разрывных пуль, как пшена, десятка два в ту же правую ногу. Забинтовала медсестра и спрашивает: “Где ещё?" Говорю: “Запястье правой руки вроде задело“. Только руку забинтовала, чувствую - что-то и с левой ногой не в порядке. Посмотрели - оказалась задета коленная чашечка, и ногу теперь не согнуть. Ниже, в голени, два крошечных осколка пулевых. Перевязала медсестра вторую ногу и на лицо показывает: “А тут что?” На лице у меня кровь: кончик левого уха прострелен. “На это бинт не порти”, - говорю, вытер рукавом<...>
      Протянул мне <политрук> Лонин костыли: “Ну, Иван, раз можешь идти, то вот в этом направлении и держись. Наш отряд в прикрытие оставлен. <Партизанская бригада с боем прорывалась из окружения финских войск> А ты, девка, - повернулся он к медсестре, - бери-ка его автомат, вещмешок и пойдешь с ним!”
      Поднялся я на свои палки, медсестра все мое на себя взяла, и мы тронулись: она впереди, а я следом<...>
      Справа озерко лесное, ковыляем тропкой по самому берегу, по камням да кустам пробираемся. Надо бы вверх подняться, там двигаться легче, да подъем крутоват, как на костылях одолеешь? Ползком, цепляясь за корни деревьев, за камни, за ветки, выбрались мы наверх, встали на ноги. А тут, смотрю, нас обгоняет наш отряд. Я к <командиру отряда> Попову: “Александр Иванович, не бросайте нас, до привала доберемся, а там, может, покушать что придется... Я пойду, я чувствую в себе силы еще, из последних сил пойду”.
      Александр Иванович посмотрел на меня<...> и говорит: “Лонин, Соболева доставишь до привала!” <...> Я тогда рад был, что мужчину командир в помощь дал, и говорю медсестре: «Ты иди, Вера, с отрядом, там ты нужней будешь...».
      Так мы втроем и двигаемся: впереди Лонин, за ним, метрах в двадцати, я, за мной, метрах в семи-восьми, Коля Егоров <ещё один обессилевший раненный боец партизанской бригады>. Долго мы так шли<...> Вскоре догоняют нас Живяков <командир отделения, получивший приказ добивать тяжелораненных партизан, чтобы они не попали в плен к финнам> и ещё один, незнакомый, не из нашего отряда. Живяков за мной пристраивается и подгоняет: «Давай, давай быстрей, финны преследуют». Я отвечаю - «Я иду, я могу», а сам и действительно стараюсь из последних сил, на боль в ранах уже давно внимания не обращаю, как во сне иду. Живяков с тем незнакомым несколько раз минировали нашу тропу. И потом каждый раз подгоняли нас всё сильней: «Скорей! Что мы, погибать должны из-за вас! Скорей!» Так мы двигались с полчаса. Впереди уже давно никого не видно и не слышно.
      Смотрю Лонин перескочил через упавшую сосну, оглянулся и идёт дальше. Подошел к дереву и я, перенес через него свой костыль, чтоб и самому перевалиться, и вдруг - удар в голову!
      Я повернулся, увидел лицо Живякова, всё понял и крикнул: «Пристрели! Чего патроны жалеешь!» Уже теряя сознание, услышал голос Лонина: «Что же ты делаешь, Живяков! Совесть есть у тебя?»
      Это я запомнил, потом - второй удар... Тут уж боли я не чувствовал, как по мешку пришелся этот второй... »

      <Удары по голове оказались не смертельными. Через несколько часов Иван Соболев очнулся. Как мог он похоронил Николая Егорова, лежавшего недалеко от него. Ещё целый месяц Иван, израненный и голодный, пробирался в одиночку через карельские леса на восток, к линии фронта. 1 сентября 1942 года его обнаружили финны... Через двадцать пять лет после окончания Второй мировой войны он рассказал об этих событиях автору романа-хроники «За чертой милосердия»>.

Дмитрий Яковлевич Гусаров (1924—1995)
— советский писатель, участник Второй мировой войны.
Астафьев Виктор Петрович (1924—2002)

«...я рос, учился, служил, воевал в той же стране, которая так привыкла ко лжи, так обколотилась в насилии, что уж, за малым исключением, не чувствовала ни стыда, ни боли, вроде уж народ ее притерпелся ко всему и не хотел, да и не хочет, в большинстве своем, иначе жить. Так какое я имел право мыслить и работать иначе, чем мой народ, который привык к утешающей лжи, сам сделался увертлив, вороват и трусоват?»

«...врагом советской власти и правящей партии <власти бюрократии в СССР> сделался весь народ, и она никого так не боялась, как своего народа, и, мстя за страх свой, не понимая своего народа, сводила и сводила его со свету - больше сотни миллионов свела, а у того, который остался, надорвала становую жилу, довела его до вырождения, наделила вечным страхом, воспитала в нем нездоровые гены привычного рабства, склонность к предательству, краснобайству и все той же жестокости, раба породила.»

Виктор Петрович Астафьев (1924—2002)
— русский советский писатель, участник Второй мировой войны.
Маргарет Тэтчер (1925—2013)

«Если верить некоторым комментаторам, глобализация означает конец государства в том виде, в каком мы его знали на протяжении веков. Однако они заблуждаются. В действительности глобализация лишь в какой-то степени ограничивает власть государства, не позволяя ему делать то, чего оно не должно делать вообще.»

«Руководство многих африканских государств погрязло в воровстве. В целом ряде государств Азии не соблюдаются основные права человека. В большинстве европейских государств чрезмерно высокие налоги и жесткое регулирование. Несовершенная политика наносит ущерб тем, кто ее проводит, как, впрочем, и тем, от чьего имени они действуют, тем не менее плохие правительства — вовсе не редкость.»

«Государства сохраняют свое значение, во-первых, потому, что именно они устанавливают правовые рамки, а разумная правовая основа имеет колоссальное значение (сейчас, возможно, большее, чем когда-либо) как для общества, так и для экономики. Во-вторых, потому что государства помогают развивать чувство самобытности, особенно когда их границы совпадают с территорией, занимаемой отдельной нацией, а с глобализацией стремление людей к самобытности усиливается. И в-третьих, лишь государства обладают монопольным правом на принуждение, т. е. правом подавления преступности на собственной территории и защиты от внешней угрозы. <...>Государство отличается от общества; оно, в конечном счете, — слуга, а не хозяин людей; его способность внушать страх не уменьшается. Все это — абсолютная правда. И все же мы нуждаемся в государстве и всегда будем нуждаться в нем»

Маргарет Тэтчер, урожденная Робертс, англ. Margaret Thatcher (1925—2013)
— госудаственный и политический деятель Великобритании. Первая женщина, ставшая премьер-министром Великобритании (1979—1990). Баронесса. В СССР её звали « Железная Леди»
Фидель Кастро (1926—2016)

«Революция - это битва между будущим и прошлым.»

«У капитализма нет никаких моральных и этических ценностей: всё продаётся. Невозможно в таких условиях правильно воспитывать народ: люди превращаются в эгоистов, а иногда — даже в бандитов.»

«Кто выступил против нас, когда мы совершили нашу революцию? Империализм. И в первую очередь американский империализм... А кто нас поддержал? Советский Союз и другие социалистические страны, социалистическое содружество, рабоче-крестьянские государства мира.»

Фидель Кастро Рус, исп. Fidel Alejandro Castro Ruz (1926—2016)
— кубинский революционер, госудаственный, политический и военный деятель Кубы.
Портрет историка Владислава Павловича Смирнова (родился в 1929)

«Разумеется, советско-германский пакт о ненападении <от 23 августа 1939 г.> и «дополнительный протокол» значительно облегчили Гитлеру изоляцию и разгром Польши, но их нельзя считать ни причиной нападения Германии на Польшу, ни причиной Второй мировой войны.»

«Расскажу эпизод из моих детских впечатлений, который неожиданно получил продолжение. Видимо, я еще не умел читать, но с большим удовольствием разглядывал большие, красивые, висевшие повсюду плакаты, на которых Сталин с доброй отеческой улыбкой держал на руках маленькую девочку с большим букетом цветов.
      Прошло много лет. Осенью 2000 г. я встретил у своих друзей красивую немолодую женщину. Мне сказали: «Познакомься. Это Геля Маркизова; помнишь девочку с букетом на руках у Сталина?» Я помнил, стал расспрашивать Гелю, и вот что она мне рассказала. Её отец был министром земледелия Бурят-Монгольской АССР, одним из секретарей Бурятского обкома КПСС, убежденным коммунистом. Своих детей он назвал в честь основоположников марксизма-ленинизма: сына – Владиленом (в честь Ленина), а дочку – Энгельсиной (в честь Энгельса). В 1936 г. отец вместе с женой и Гелей (как её звали дома) приехал в Москву на декаду бурятского искусства. Его пригласили на правительственный прием, и Геля, которой тогда было 5–6 лет, упросила взять её с собой. Они купили большой букет цветов и отправились в Кремль. Там Геле надоело слушать речи, она встала и пошла со своим букетом прямо к Сталину. Это вызвало бурный восторг всего зала. Сталин поднял её на руки, их тут же сфотографировали, и на следующий день фотография появилась в газетах с подписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». На Гелю обрушился поток поздравлений и подарков. Сталин подарил ей наручные часы и патефон. По словам Гели, он спросил: «Дотащишь?», а Геля ответила: «Папу попрошу».
      Вслед за Сталиным Геле стали присылать подарки самые разные учреждения и организации. Какой-то колхоз подарил даже корову с теленком. Плакаты с изображением Гели на руках у Сталина сделали её известной всей стране. А затем наступил 37 год… Отца арестовали, обвинили в шпионаже в пользу Японии и в заговоре с целью отделения Бурятии от СССР, зверски пытали и расстреляли. Плакаты с Гелей на руках у Сталина исчезли. Гелю, её брата и мать сослали в Казахстан. После реабилитации родителей Геля смогла увидеть личное дело матери. В нем лежал запрос местного отделения НКВД: Что делать с матерью? Она хранит фотографию Гели на руках у Сталина, может в дальнейшем её использовать. Берия, сменивший Ежова на посту наркома внутренних дел, синим карандашом наложил резолюцию: «Устранить». После этого мать Гели под каким-то предлогом положили в больницу и через несколько дней сказали, что она покончила с собой в припадке депрессии, перерезав себе горло осколком бутылки. Геля этому не поверила. По ее словам, она сама видела след от разреза – он был узкий, тонкий, как от ножа или ланцета, а не рваный, каким был бы от осколка бутылки.»

Владислав Павлович Смирнов (1929—2020)
— советский и российский историк, доктор исторческих наук, профессор Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Философ Иштван Месарош (1930—2017)

«<...>великие революции потрясают народы на протяжении веков, до тех пор, пока действуют причины, их вызвавшие. Их последствия могут быть такими же мощными, как и сам первоначальный взрыв. Более того, влияние революций не ограничивается местом, в котором они происходят. Так, Французская революция 1789 г. потрясла Северную Америку так же, как и всю Европу. И даже сегодня, 210 лет спустя, эта революция во многом сохраняет свое значение, ведь некоторые ее цели так и не были достигнуты. Что произошло со свободой, равенством, братством? Они либо вычищены из общественных идеалов, либо сведены к формальным понятиям.»

«<...>сегодня капитал отнимает даже прошлые социальные завоевания<...>»

«<...>уничтожение человечества является конечным пунктом разрушительного курса развития капитала.»

«Капитал и противоречия неразделимы.»

Иштван Месарош, венг. Meszaros Istvan (1930—2017)
— философ и экономист венгерского происхождения, эмигрант. Почетный профессор Сассекского университета в Великобритании. Европейский марксист.
Юрий Алексеевич Рыжов (1930—2017)

<В современной России> «Пришли к власти на всех уровнях люди, сознание которых, интеллект которых ниже плинтуса. Это просто подонки. Количество этих бюрократов подоночного уровня превысило критический уровень, оно превышает советские времена. Раз они ничего не умеют, значит, они будут крушить. Они все временщики, они воруют для того чтобы создать запасной аэродром. Я не уверен, что он их спасет, если, как говорится, буря нагрянет.»

«Клерикаризация страны <широкое использование религии и церкви для усиленного воздействия на все сферы общественной жизни в современной России> — это большой шаг назад.»

«Конечно, потеря управляемости страной потому, что засилье силовиков; безответственная, безграмотная, некомпетентная, жадная и корыстолюбивая бюрократия, которая растет не как грибы, а гораздо быстрее.»

Юрий Алексеевич Рыжов (1930—2017)
— советский и российский ученый, доктор технических наук, ректор Московского авиационного института, академик РАН, посол РФ во Франции в 1992—1998 гг., общественный деятель.
Руслан Григорьевич Скрынников (1931—2009)

«Вследствие крайней жестокости, грабежей и убийств норманны приобрели дурную репутацию. Объявляя себя христианами, русы старались поправить дело и завоевать общее доверие, а вместе с тем приобрести все права и привилегии, какими пользовались христианские купцы в разных концах мира. Арабский географ ибн-Хордадбех (середина IX в.) точно подметил суть дела, написав, что купцы-русы лишь «выдают себя за христиан». Даже крещенные русы долгое время оставались двоеверцами. Некоторые из них не останавливались на этом и принимали третью веру. При князе Булдмире (Владимире) после крещения Руси в Хорезм прибыло четыре купца-руса из окружения киевского князя. Они объявили местному правителю, что являются христианами, но решили принять ислам. Вследствие этого они получили подарки от правителя и смогли с успехом торговать в его владениях.»

«Древнейший город Руси Новгород избежал татарского нашествия. Однако князь Александр <владимирский князь Александр Ярославич Невский (1220 или 1221—1263)> помог Орде подчинить Новгородскую землю.
      <...>Александр Невский наделил княжествами всех своих сыновей. Москва досталась самому младшему из них Даниилу, а от него перешла к его детям Юрию и Ивану I Даниловичам. Своей преданностью Орде Даниловичи заслужили милость ее властителей. С помощью ордынских войск они подавили антитатарское восстание в Твери и дотла разорили Тверскую землю. В народе Иван I получил прозвище Калита (денежный мешок). Доверяя московскому князю, хан предоставил ему право собирать дань со всей Руси и доставлять ее в Орду. Дань стала средством обогащения московской казны. Московские государи не щадили сил и, не стесняясь, использовали подкуп, обман, насилие, чтобы расширить свои владения. Эти князья, лишенные таланта и отличавшиеся устойчивой посредственностью, вели себя, как мелкие хищники и скопидомы (В. О. Ключевский).»

«Знакомство с Опытом испанской инквизиции позволило <православному новгородскому архиепископу> Геннадию <Гонзову> сформулировать обвинения против новгородских вольнодумцев. Книжники Софийского дома использовали католические трактаты для обоснования гонений на «жидовствующих»
<...>В 1504 г. в Москве был созван священный собор, осудивший вольнодумцев насмерть. В Москве запылали костры.
<...>В Новгороде в ереси были обвинены лица промосковской ориентации. В Москве вольнодумцы и еретики выступали как апологеты грядущего самодержавия. Готовя суд над еретиками, <архиепископ> Геннадий представил собору «пыточные речи», компрометировавшие дьяка Курицына и других москвичей.
<...><...>На процессе 1504 г. еретики поначалу решительно отстаивали свою принадлежность к православию и отказывались каяться. Однако казни и гонения устрашили их, и они «сознались» в «жидовстве».
      <Великий князь московский> Иван III <Васильевич (1440—1505)> велел еретиков «овех огню предати, овех же языки изрезывати и иными казнями казнити, они же, видеша таковую свою беду, вси начаша каятися».
<...>Участь <попов->вольнодумцев была незавидна. С <псковского чернеца> Захария <заявившего на суде, что московский митрополит за поставление давал деньги патриарху в Царьграде> содрали иноческое платье и выдали еретика Нифонту, «а Дениса-попа поточиша в Галич». Содержали их в таких нечеловеческих условиях, что Денис лишился рассудка, заблеял козлом и умер после месячного заточения. Протопопа Софийского собора Гавриила, дьяка Гридю и других новгородцев отослали к <новгородскому архиепископу> Геннадию. В Новгороде еретиков обрядили в шутовские наряды и, посадив на лошадей лицом к хвосту, возили по всему городу. На берестяных остроконечных шапках, украшавших их головы, красовалась надпись: «Се есть сатанино воинство». Казнь завершилась сожжением берестяных шлемов на голове у осужденных.
<...>27 декабря 1504 г. Иван Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов были сожжены в Москве в деревянном срубе. Вместе с названными лицами московский собор осудил подьячего Некраса Рукавова. Некрас имел поместье в Водской пятине, и его отправили для наказания в Новгород. Можно было бы предположить, что судьи пощадили помещика для обличения новгородских сообщников.
      Однако это не так. Прежде чем отправить подьячего в Новгород, ему урезали язык.
<...>Московские наместники <в Новгороде> сожгли на костре <архимандрита Юрьева монастыря> Касьяна, его брата Ивашку, новгородцев Гридю Квашню и Митю Пустоселова. <...>Новгородские казни явились отзвуком московского суда.»

Руслан Григорьевич Скрынников (1931—2009)
— советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета.

«Отношение к государству на протяжении всей мировой истории отмечено двойственностью. Признание его необходимости сочеталось с напряженными поисками ограничений, которые могут сдержать его разрастание и превращение в орудие, стоящее над обществом. Борьба против такого превращения интенсивно велась как на Западе, так и на Востоке, обостряясь в периоды, когда в обществе появлялись достаточно самостоятельные классы и общественные институты, способные в той или иной степени заменить или дополнить государственную власть. Вместе с тем общество с готовностью шло на усиление государственной мощи, когда возникала угроза его распада и гибели. Но не всегда это обеспечивало сохранение общества в последующей истории. Тогда же разгоралась и идейно-теоретическая борьба, в которой вырабатывались аргументация и идеология преодоления засилья государственной власти или же сопротивления ее усилению.»

Борис Сергеевич Ерасов (1932—2001)
— советский и российский специалист в области философии и социальной культурологии; доктор философских наук, профессор.
Российский ученый Нечаев Юрий Иванович (1933 года рождения)

«Летит самолёт. Я могу влезть в компьютерную систему и управлять ей, минуя пилота. Возьмите недавнюю авиакатастрофу в Альпах <здесь речь идет о пассажирском самолете А320 авиакомпании Germanwings, летевшем из Испании в Германию, который разбился 24.03.2015 года в результате преднамеренных действий второго пилота авиалайнера Андреаса Любица. В этой катастрофе погибли все 150 человек, находившихся на борту самолета>. Она навевает меня на мысли, что что-то с пилотом было не так. Он же лежал в психиатрической больнице и кто знает, как его лечили. Не надо вживлять в мозг датчик, который будет им управлять (хотя это тоже возможно). Можно его обучить, и он даже не будет это осознавать. Этой проблематикой я занимался ещё сорок лет назад. Понятно, это была закрытая проблема. Называлась она «Моделирование поведения», и была направлена на мотивирование личности на решение конкретной задачи.
         <Вопрос корреспондента «НьюсБалт» Андрея Выползова: “То есть, по сути, это зомби?”>
       - Это попытки создания искусственной жизни. Но я не хочу участвовать в этом. Потому что, к сожалению, борьба добра и зла всегда приводила к победе зла. Иначе жили бы мы сейчас в другом обществе. Вы посмотрите, сколько денег тратится на вред человека и сколько на пользу. Примерно 80 и 20 процентов. Я уверен, что когда физики работали над созданием квантовой механики, никто из них не предполагал, чем всё закончится. И когда они узнали, что закончилось всё атомной бомбой, то схватились за голову: «Что мы натворили?!» В этой же ситуации мы можем оказаться. Ведь не будут создавать существа, которые станут уступать в автобусе места женщинам. Эти «личности» будут созданы для решения 3-4 задач. Как обучали тех, кто таранил башни-близнецы в США. Их научили только взлетать и таранить небоскрёбы. Посадке не обучили.»

Юрий Иванович Нечаев (1933—2021)
— советский и российский ученый, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, участник разработки системы управления советского космического комплекса «Буран».
Американский ученый Нильс Нильсон (1933)

«Люди, в основном, идиоты, а власть – бессовестна»

Нильс Нильсон, англ. Nils John Nilsson (1933-2019)
— американский ученый из Стэнфордского университета, руководитель работ по искусственному интеллекту в Стэнфордском исследовательском институте, разработчик системы STRIPS, предназначенной для управления автономным роботом.
Историк Афанасьев Юрий Николаевич (1934—2015)

«...когда на территории Руси появился царь — и не православный христианин, а иноверец — монгольский хан, наша церковь поспешила признать его и вскоре стала возносить молитвы за хана. Монголо-татары ... в свою очередь предоставили церкви многочисленные привилегии. Церковь, таким образом, продемонстрировала свою солидарность с властью (пусть иноверной), а не с народом.»

«...как и в "образцовых" деспотиях, уже со времени возвышения Москвы властный аппарат – "служилый люд", чиновничество, бюрократия – выступает в роли особого сословия.»

«Должность в структурах власти для "азиатской" <государственной> модели становится самодовлеющей, только она гарантирует личное благополучие, извлечение личной прибыли. Потеря должности до сих пор означает потерю дохода, недвижимости и т. д. Власть и собственность, государственное и частное у нас не просто смешиваются – сплетаются в какой-то змеиный клубок.»

«Нынешнее государство <в современной России> становится еще и теократическим. Происходит окончательное смыкание церкви и государства. Такая «симфония» характерна для всей русской истории, но в последнее время она выразилась не только в публичных молениях первых лиц, но и в стремлении переформулировать на конфессиональной основе базовые социальные и нравственные ориентиры.»

Юрий Николаевич Афанасьев (1934—2015)
— советский и российский историк, общественный деятель, писатель.
Владислав Петрович Даркевич (1934—2016)

«Паломничество в средние века – удел многих и многих несчастных и отчаявшихся людей, их последняя надежда на перемену, к лучшему. Это не развлекательная прогулка, а суровый труд и долг, который требовал крайнего напряжения воли и сил.
      <...>Поистине «крестным путем» можно назвать путешествие в Святую землю. В 1102 г. по гористой дороге из Яффы в Иерусалим прошел англосакс Зеевульф: “Бесчисленное количество человеческих тел, совершенно растерзанных дикими зверями, лежат на дороге и возле дороги… Действительно, на этой дороге погибают не только бедные и слабые, но даже богатые и сильные: многие убиваются сарацинами, многие умирают от жары и жажды, многие от недостатка пития, многие оттого, что пьют слишком много”.
      Но путников вела искренняя вера, что у могил христианских святых больные и калеки найдут исцеление, а горемычные – счастливую долю. Паломничеством искупали тяжкий грех, чаще всего против Церкви. Кающиеся шли в черной одежде, на железном браслете, в который была закована левая рука, позванивал кусок цепи. Этих встречали настороженно: кто мог знать, груз каких преступлений они несли в дальние края?»

«Теперь на гробах праотцов пашут землю, — и время, вместе с невежеством, истребляет следы их существований»

«<...>обвинить всегда легче, чем понять.»

Владислав Петрович Даркевич (1934—2016)
— советский и российский историк, археолог, доктор исторических наук, академик РАЕН, писатель.
Вилли Токарев
«Я приехал из деревни
В этот крупный городок.
Очень трудно разобраться,
Где тут запад, где восток.

Небоскребы, небоскребы,
а я маленький такой...
То мне страшно, то мне грустно,
То теряю свой покой.

А вокруг - чужие люди,
А кругом - чужой народ<...>

Ни товарища, ни друга,
Растворились, как в воде,
И никто здесь не поможет,
Если, скажем, ты в беде.
<...>
То, гляди, тебя ограбят,
То, гляди, тебя убьют,
Похоронят как собаку
И молитвы не споют.

Я карабкаюсь повыше,
А вокруг - все то же дно.
Неужели мне богатым
В жизни стать не суждено?

Я работаю как лошадь -
Все дела, дела, дела,
А жена не потерпела
и к свободному ушла.
<...>
Хорошо везде на свете
Только там, где нету нас.
Я не знаю то, что будет,
Знаю только, что сейчас.

И брожу я одиноко -
Впереди - большой Бродвей.
Кто-то ездит на Ролс-Ройсах,
Я же прыгаю в "сабвей". »
Вилен Иванович Токарев, Вилли Токарев (1934-2019)
— советский, американский и российский певец, поэт и автор-исполнитель.
Людмила Марковна Гурченко (1935-2011)

«<...>иногда собираешься кивнуть, поприветствовать, а они <коллеги по работе> мило проходят мимо <не здороваясь>. Думаю, а что я им плохого сделала, что не так сказала? Да ничего. Тогда что это?»

«К большому сожалению, человеческий контакт, доверительность - дефицит сегодня в кино, в театре.»

Людмила Марковна Гурченко (1935-2011)
— советская и российская актриса, эстрадная певица. Народная артистка СССР.
Портрет Мартина Альмады (1937 г. р.)

«<...>понятие прав человека всецело привязано к взаимоотношениям между человеком и государством: взаимоотношениям асимметричным, запутанным и основанным на постоянной напряженности.
      <...>схватка за мировое господство <между США и СССР> стала причиной создания в Сантьяго-де-Чили 25 ноября 1975 года плана операции «Кондор» – преступного сговора между правительствами Аргентины, Бразилии, Боливии, Чили, Уругвая и Парагвая, которая оставила после себя более ста тысяч жертв. Если бы на континент сбросили атомную бомбу, количество жертв было бы сопоставимым.
      <...>аппарат государства обрушился на народ, и операция проводилась, по сути, за счет народа и его налогов. Мы жили вне закона, многие права граждан буквально исчезли, приказы присылались напрямую из Вашингтона, и они вылились в законы, уничтожающие свободу. Установилось единомыслие, а главным двигателем военных правительств-диктатур были невежество и страх.
      <...>план <операции «Кондор»> предполагал фактическое устранение границ между странами Латинской Америки для систематической ликвидации идеологических диссидентов. Это была глобализация государственного терроризма<...>»

Мартин Альмада, исп. Martin Almada (родился в 1937 году)
— парагвайский педагог, правозащитник. Мартин Альмада разоблачил заговор латиноамериканских правительств и спецслужб против собственных народов. Совместная кампания политического террора диктатур в Парагвае, Чили, Аргентине, Уругвае, Боливии и Бразилии при помощи ЦРУ США в 1975—1985 годах носила название операция «Кондор». Эта операция включала слежку, аресты, допросы, пытки, экстрадицию заключенных между странами — членами операции, похищения и убийства.
Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003)
«Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй... втихаря.»

«Да какая там еда!
Царь лютует – прям беда!
Нет на энтого злодея
Ни управы, ни суда!»

«Где ни плюнь, куды ни ткни, –
От министров до родни –
Все сплошные вольнодумцы,
Все вредители одни!»
Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003)
— советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, поэт, писатель, публицист, телеведущий. Народный артист Российской Федерации.
<<<       >>>
Главная страница
Некоторые факты российской истории