«По отношению к государству следует держаться как к огню; не слишком близко, чтобы не сгореть, и не слишком далеко, чтобы не замерзнуть.»
«В мире царит зло.»
«Мудрецы не умеют разговаривать с царями: с царями надо говорить или как можно меньше, или как можно слаще.»
«В супружеской жизни жена - твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.»
«Огонь, женщина и море - три бедствия.»
«Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.»
«Те, на кого надеешься, могут погубить, а те, кем пренебрегаешь, — спасти.»
-
Эзоп, Эзоп из Фригии (около 640—560 годы до нашей эры)
- — древнегреческий мудрец, сочинитель басен. Большую часть жизни Эзоп был рабом. Получив свободу, он был обвинен в святотатстве и сброшен со скалы.
|
«Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.»
«Не делай другим того, чего не желаешь себе.»
«Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам, - это приносит вред.»
«Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.»
«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.»
«Соотношение между правителем и народом таково: император —всадник, чиновники и законы — узда и вожжи, народ — лошадь.»
«жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.»
-
Конфуций, Кун Фу-цзы, Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни (около 551—479 годы до нашей эры)
- — древнекитайский мыслитель и философ, основатель этико-религиозного учения конфуцианства.
|
«Как поэты любят свои творения, а отцы - своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам - не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.»
«Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры»
«...клевета и недоброжелательство многих — то, что погубило уже немало честных людей, думаю, что и еще погубит.»
«Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.»
-
Сократ (469—399 годы до нашей эры)
- — древнегреческий философ.
|
«<...>всякое государство — продукт естественного возникновения<...>»
«<...>только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость<...>»
«<...>каждое государство слагается из отдельных семей<...>»
«<...>по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта власть<...> и государство, и царская власть — одно и то же<...> Наоборот, по мнению других, власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один — раб, другой — свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива».
«Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.».
Аристотель (Aristotelcs) (384—322 годы до нашей эры) - древнегреческий философ и ученый, воспитатель Александра Македонского.
|
«Управлять Поднебесной <территорией, подвластной китайскому императору, — здесь и далее примечания автора веб-сайта> — все равно что переходить вброд океан, долбить долотом реку, учить комаров ходить строем или нести гору на спине.»
«Чтобы уберечься от воров, которые взламывают сундуки, шарят в мешках и залезают в комоды, люди обвязывают эти вещи веревками и канатами, навешивают на них замки и засовы. В миру это называют предусмотрительностью. Но если придет большой вор, то он взвалит на себя сундук, подхватит мешок и утащит
комод, страшась только, что все эти веревки и замки окажутся недостаточно прочными. И разве то, что прежде называли предусмотрительностью, не окажется на самом деле накоплением богатства для большого вора?»
Чжуан-цзы, учитель Чжуан, Чжуан Чжоу (около 369—286 годы до нашей эры) - древнекитайский философ, один из основоположников религиозно-философского учения даосизма.
|
«Жизнь людей на земле под религии тягостным гнётом»
«<...>религия больше <...>нечестивых сама и преступных деяний рождала.»
«<...>к злодеяньям <...>побуждала религия смертных.»
«Из ничего не творится ничто по божественной воле.
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлении они на земле и на небе нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что всё это божьим веленьем творится.
Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть
Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим
Наших заданий предмет: и откуда являются вещи,
И каким образом всё происходит без помощи свыше.»
-
Лукреций, Тит Лукреций Кар, лат. Titus Lucretius Carus (около 99—55 годы до нашей эры)
- — древнеримский поэт, философ и просветитель. Автор поэмы «О природе вещей»
|
«Покажите мне, кто не раб в том или ином смысле! Этот вот - раб похоти, тот - корыстной жадности,
а тот - честолюбия»
«Когда... появились пороки, а царская власть превратилась в тиранию, возникла нужда в законах.»
«Во всём не покидает нас один порок: прилаживаться к примеру большинства, смотреть не что должно, а что принято.»
«Позорно говорить одно, а чувствовать другое.»
«Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.»
«Наводя позолоту на кровли, разве не лживой видимости мы радуемся?»
«Нет рабства позорнее добровольного.»
«Только то благо, что честно.»
«Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены.»
«Равенство есть начало справедливости.»
«Есть у одиночества одно преимущество: возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя.»
«Никто не может иметь всё, чего захочет, зато всякий может не хотеть того, чего не имеет.»
«Нечистой совести свет в тягость.»
«Чернь считает религию истиной, мудрец - ложью, правитель — полезным изобретением.»
|
«Пока в чести - друзей ты видишь море,
Идут с тобой прилежною гурьбой…
Но, если постигает злое горе
Пустыню ты увидишь пред собой..»
|
«Не торопись прийти к чужому мненью,
Хотя б оно и принято толпой.
Его подвергни личному сомненью<...>»
|
«Давно уже погрязли мы в пороках,
Отмыться нелегко - заражены:
И глупости отпор даем мы робко,
И в мудрости не видим глубины.»
|
«Пусть честность нам сулит одни убытки,
В бесчестье - наслаждения одни…
Но, муж добра - за честь пойдет на пытки,
Постыдное его не соблазнит.»
|
-
Луций Анней Сенека, Сенека Младший, лат. Lucius Annaeus Seneca (около 4 года до нашей эры — 65 год нашей эры)
- — древнеримский философ-стоик, политический деятель, писатель.
|
«...нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть.»
«Разболевшись и размышляя о причинах болезни, безбожник припоминает свое чревоугодие, пьянство и беспорядочный образ жизни, переутомление или перемену местности и климата. Потерпев неудачу в государственных делах — впав в немилость у толпы или будучи оклеветан перед правителем, — причину этого он ищет в себе самом и своих поступках<...>
Суеверный же любую болезнь или денежный убыток, смерть детей, поражения и неудачи на государственном поприще считает карою свыше и приписывает гневу божества.»
-
Плутарх (Плутарх из Херонеи, Plutarchos) (около 45 года—около 127 года нашей эры)
- — древнегреческий писатель, историк и философ-моралист.
|
«Тем более оснований посмеяться над недомыслием тех, которые, располагая властью в настоящем,
рассчитывают, что можно отнять память у будущих поколений.»
«Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.»
<Историческую>
«Правду стали всячески искажать <...> — из желания польстить властителям или, напротив, из ненависти к ним. До мнения потомства не стало дела ни хулителям, ни льстецам. Но если лесть, которой историк пользуется, чтобы преуспеть, противна каждому, то к наветам и клевете все охотно прислушиваются; это и понятно: лесть несет на себе отвратительный отпечаток рабства, тогда как коварство выступает под личиной любви к правде.»
«В своих святилищах они поклоняются изображению животного, которое вывело их из пустыни.» <По-видимому, Тацит написал о почитании ранними христианами головы осла>
«Лишь глупцы называют своеволие свободой.»
«На редкость счастлливое время, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь.»
-
Корнелий Тацит, Тацит Публий Корнелий, лат. Tacitus (около 55 года—около 120 года нашей эры)
- — древнеримский писатель-историк.
|
«Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве.»
«Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии.»
«Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.»
«Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла.»
-
Марк Аврелий Антонин, лат. Marcus Aurelius Antoninus (121—180 годы нашей эры)
- — римский император (161—180 годы) из династии Антонинов, философ-стоик.
|
«Презирая и попирая священные законы небожителей, исполняя вместо этого пустые и нелепые обряды какой-то ложной и святотатственной <христианской> религии и утверждая, что она чтит единого бога, всех людей
и несчастного мужа своего вводила она в обман, сама с утра предаваясь пьянству и постоянным блудом оскверняя свое тело.»
«Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.»
«То, что мы знаем, — ограниченно, а что не знаем — бесконечно.»
-
Апулей, Луций Апулей, лат. Lucius Apuleius Platonicus (около 125 года — около 180 года нашей эры)
- — древнеримский писатель, философ.
|
«Распят сын божий - не стыдно, ибо это постыдно. И умер сын божий - это вполне достоверно, ибо нелепо. А погребенный, он воскрес - это верно, ибо невозможно».
«Я хочу теперь сказать, чем, собственно, занимается секта христиан... Соединяясь узами одной и той же веры, одной и той же нравственности, мы составляем как бы одно тело. Мы собираемся,
молиться богу всенародно, угождая ему, молимся об императорах, об их министрах, о всех властях, о мире, о благосостоянии всего мира, об отдалении конечного часа. Мы собираемся, чтобы читать священное писание,
из которого почерпаем необходимые нам сведения и наставления сообразно с обстоятельствами... Тут-то происходят увещания и исправления, произносятся приговоры божьи.
Будучи уверены, что пребываем всегда в присутствии Бога, мы совершаем как бы суд Божественный, и горе тому будет даже на последнем
страшном суде, кто заслужит отлучения от общих молитв, от наших собраний, от всякого священного общения с нами.».
«для нас нет дел более чужих, чем государственные».
-
Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, лат. Tertullianus (около 155 года — после 222 года нашей эры)
- — раннехристианский богослов и писатель.
|
«Если раб и может освободиться, то ему следует остаться рабом»
«<...>люди кроткие, целомудренные и живущие по правде терпят бедность, бывают притесняемы, подвергаются клеветам, едва имеют необходимое пропитание, часто страдают и продолжительною болезнью, и тяжкими недугами, и не получают никакой помощи, а обманщики, нечестивцы и преданные разным порокам изобилуют богатством, роскошествуют, одеваются в блестящие одежды, сопровождаются огромной толпою слуг, служат предметом удивления, пользуются властью<...>»
-
Иоанн Златоуст, лат. Ioannes Chrysostomos (между 344 и 354 годами — 407 год нашей эры)
- — христианский проповедник, константинопольский патриарх, идеолог восточно-христианской церкви.
|
«Все официальные догматические религии <В четвертом веке нашей эры в Восточной Римской империи (Византии), в состав которой входил Египет, официальной религией было признано христианство> ошибочны и никогда не должны быть приняты людьми, обладающими чувством собственного достоинства, в качестве окончательных.»
«Самое страшное - это преподносить суеверие как истину.»
«Оберегайте право думать, ибо даже думать ошибочно лучше, чем не думать вообще.»
«Истина не меняется оттого, что в нее верит или не верит большинство людей.»
-
Гипатия Александрийская, Ипатия (между 355 и 370 годами — 415 год нашей эры)
- — женщина-учёный Древнего мира, жившая в египетской Александрии, философ, математик, астроном, астролог. В марте 415 года по подстрекательству епископа Александрийского Кирилла (376—444) толпа христианских фанатиков затащила Гипатию в церковь и там её зверски убила, а затем надругалась над её телом.
Судьба Ипатии стала материалом для христианской агиографии (церковно-житийной литературы). Составленное около X века н. э. житие мифической Екатерины Александрийской почти точно повторяет судьбу Ипатии. Обе героини, «языческая» и христианская, отличались способностями к наукам, блистали красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью. Таким образом, жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую, якобы казненную по приказу императора-язычника за отказ отречься от христианства.
|
«Правитель отдает приказания; слуга выполняет приказы правителя и доводит их до сведения народа; народ производит просо, рис, коноплю и шелк, делает домашнюю утварь, обменивается товарами, чтобы служить стоящим над ним. Если правитель не отдает приказаний, он теряет то, что делает его правителем; если слуга не выполняет приказаний правителя и не доводит их до сведения народа, он теряет то, что делает его слугой; если народ не производит просо, рис, коноплю и шелк, не делает домашней утвари и не обменивается товарами, чтобы служить стоящим над ним, его убивают.»
«Если бы в древности не было совершенномудрых, человеческое общество было бы давно уничтожено.»
-
Хань Юй (Хань Туйчжи, Хань Чанли) (768—823)
- — китайский прозаик, поэт, философ, государственный деятель, идеолог “служилого сословия”.
|
<Знай>, «что пока василевс ромеев <византийский император> находится в мире с пачинакитами <печенегами>, ни росы, ни турки не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс <византийский император> употребит силу этого народа против них, когда они выступят на ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю.»
-
Константин Багрянородный (905—959)
- — византийский император (913 — 920, 945 — 959).
|
|
«С какой целью дал создатель алчность нам?
Чтоб тело ублажить, затем скормить червям?
Так, замысла творца не понимая толком,
Мы без толку живем, влачась к своим гробам.»
«Тащу тяжелый груз всех в мире слез и ран.
Да разве я верблюд, ведущий караван?
Печальнее всего, что я уздою скован.
А повод подлецам тобою в руки дан.»
|
«Создатель, видно, ты покинул небосвод.
Душа моя болит, и сердце слезы льет.
Как радоваться мне, когда у недостойных
Ты коротаешь дни и ночи напролет?»
«О, сколько ты сердец ограбил, точно тать,
И кровью их багришь, и грабишь их опять!
Но сочтено не все, что ты во зло содеял,
И что не сочтено, считать - не сосчитать.»
|
-
Баба Тахир Орйана (конец десятого—одиннадцатый века нашей эры)
- — персидский поэт. Его стихи долгое время передавались изустно и были записаны только в семнадцатом веке.
|
|
«Миром правят насилие, злоба и месть.
Что еще на земле достоверного есть?
Где счастливые люди в озлобленном мире?
Если есть - их по пальцам легко перечесть.»
«Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе,
Трезвон колоколов - язык смиренья рабий,
И рабства черная печать равно лежит
На четках и кресте, на церкви и михрабе.»
«В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
Веки плотно зажмурь – хоть немного подумай
О сохранности глаз, языка и ушей!»
|
«О мудрец! Если тот или этот дурак
Называет рассветом полуночный мрак, -
Притворись дураком и не спорь с дураками.
Каждый, кто не дурак, - вольнодумец и враг!»
«Прославься в городе - возбудишь озлобленье,
А домоседом стань - возбудишь подозренье,
Не лучше ли тебе, хотя б ты Хызром был,
Ни с кем не знаться, жить всегда в уединеньи?»
«О жестокое небо, безжалостный бог!
Ты еще никогда никому не помог.
Если видишь, что сердце обуглено горем,-
Ты немедля еще добавляешь ожог.»
|
-
Омар Хайям (наст. имя Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим) (1048—1123)
- — персидский поэт, ученый, философ.
|
«Обман и сила — вот орудье злых»
Алигьери Данте (Dante Alighieri) (1265—1321) — итальянский поэт.
|
«А поедут <на Русь> наши Баскаки, и Таможники, Данщики, Поборщики, Писцы, — по сим нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные <православные> церкви Митрополичи, ни кем, ни от кого не изобижены вся его люди и вся его стяжания, как ярлык имеет: Архимандриты, и Игумены, и Попы, и вся причты церковныя, ни чем ни кто да не будет изобижен. Дань ли на нас емлют, или иное что ни буди: тамга ли, поплужское ли, ям ли, мыт ли, мостовщина ли, война ли, ловитва ли коя ни буди наша; или егда на службу нашу с наших улусов повелим рать сбирати, где восхотим воевати, а от соборныя <православные> церкви и от Петра Митрополита ни кто же да не взимает, и от их людей и от всего его <православного> причта: те бо за нас Бога молят, и нас блюдут, и наше <ордынское> воинство укрепляют<...>
а кто учнет <православную> веру хулити или осужати, и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию.»
-
Узбек-хан, царь Азбяк, султан Гийас ад-Дин Мухаммед (около 1283—1341)
- — хан Улуса Джучи (Золотой Орды) с 1313 года. При нём государственной религией Золотой Орды стал ислам.
|
«Сострадание к наследникам виновного <еретика>, которых доводят конфискацией до нищенства, не должно смягчать этой строгости <святой инквизиции>, так как, по божеским и человеческим законам, дети наказываются за грехи отцов.»
-
Николас Эймерик (исп. Nicolas Eymeric) (1320—1399)
- — монах Ордена Проповедников (доминиканец), Генеральный инквизитор Испании во второй половине XIV века. Автор "Руководства для инквизиторов"
|
«Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию.»
«Держава — не тем, кто ее создавал, а слава — не тем, кто ее добывал.»
«Налоги и поборы образуют материю государства.»
«Эмиры и господствующие над странами, которые отрываются от государственных дел для занятия торговлей и земледелием, занимаются приобретением продукции у земледельцев и товаров у их хозяев, прибывающих в эту местность, и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, какую назначат.»
«Общество, его существование и оживленность его рынков — все это связано с трудами людей, с их деятельностью и активностью, имеющей целью осуществление интересов и достижение приобретений. И если люди отвратятся от добывания средств к существованию и забросят приобретение, то на рынках заселенных областей наступит застой, нарушится их жизнь и люди рассеются по сторонам света, ища пропитания в других землях. Уменьшится число живущих в стране, ее дома опустеют, и разрушатся крупные города. А с их разрушением разрушится государство и власть, ибо государство — форма общества, с необходимостью приходящая в упадок, если пришла в упадок его материя.»
-
Ибн Хальдун (Абд ар-Рахман Абу Зейд) (1332—1406)
- — арабский государственный и общественный деятель, социальный философ и историк.
|
|
«Кто для других законы составляет,
Пусть те законы первым соблюдает.»
«Тиран воинственный иль император
С разбойником, как брат родимый, схож,
Ведь нрав у них, по сущности, все то ж.
Лишь от разбойника поменьше зла -
Ведь шайка у разбойника мала.»
«Жадность — корень всех зол.»
|
«Не жди добра, кто злое сотворил.
Обманщик будет в свой черед обманут,
И все над ним еще смеяться станут.»
«Монах был монастырский ревизор.
Он не дал бы и ломанной полушки
За жизнь без дам, без псарни, без пирушки.
Он устрицы не даст за весь тот вздор,
Который проповедует приор.»
|
-
Джефри Чосер (англ. Geoffrey Chaucer) (около 1340–1400)
- — английский поэт, участник Столетней войны 1337—1453 гг., дипломат.
|
|