Новое - это хорошо забытое старое
     1 | 2 | 3
    >>>
Стр. 1 из 3

НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
        Иван Сергеевич Тургенев Июнь, 1882

 

Не верь, не бойся, не проси.
          Народная мудрость

О происхождении имени Русь

Именем «русь» называли себя скандинавские боевые дружины, проникавшие в Восточную Европу с начала VIII века. В древнескандинавских языках слова с корнем «ротс/рос» означали гребцов, участников похода на гребных судах. Речной путь из Варяжского (Балтийского) моря в Византию проходил по землям восточных славян. В середине десятого века «русь» собирала гребные лодки для походов на Константинополь с подвластных им восточнославянских племен. Приплывавших в Византию скандинавов греки называли именемем «рос». Позднее (не ранее конца X — начала XI вв.) византийское название «Росия» (Россия) закрепилось за территорией, подвластной Киеву, а затем термин «русь» стал обозначать население этих земель (в состав Древней Руси помимо восточнославянских племен вошли и свыше 20 неславянских народов).

Славяне узнали название скандинавских (норманских) дружин, совершавших походы на гребных судах, от финских племен (чуди). По-фински оно звучало как «роотси, руотси» (rootsi, ruotsi). Именем «русь» восточные славяне называли варяжских князей и их дружины. Главными занятиями «руси» были международный разбой, захват рабов и работорговля.

Об имени «Русь» русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Русь в X веке — термин не этнографический и не географический, а социальный, обозначавший господствующее сословие».

Персидский (саманидский) учёный первой половины десятого века Ибн Русте (Абу-Али Ахмед Бен Омар Ибн-Даста) писал о «руси»:
      «Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами...
      У них есть царь, называемый Хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян...
      Нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям...
      С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими...
      Если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым они и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Тогда соперники вступают в бой, и победитель может требовать от побежденного, чего хочет.
      Есть у них знахари, которые повелевают царем как будто они их (русов) начальники... Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу...
      Русь мужественны и храбры. Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне не обнаруживают: все набеги и походы совершают на кораблях...
      Никто из них не испражняется наедине: трое из товарищей сопровождают его непременно и оберегают. Все постоянно носят при себе мечи, потому что коварство между ними дело обыкновенное: если кому удастся приобрести хотя малое имущество, то уж родной брат или товарищ тотчас же начинают завидовать и домогаться, как бы убить его и ограбить.
      Когда у них умирает кто-нибудь из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении»
.

Названия восточнославянских племен (вятичи, древляне, кривичи, поляне, дреговичи, радимичи, северяне) — имена существительные. Названия всех современных наций (немцы, англичане, китайцы и т.д.) — имена существительные. И только название нации «русские» — имя прилагательное. До сих пор латыши называют русских по имени славянских племён кривичей, обитавших в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. По-латышски русский звучит как “криевс” (krievs), а русская - “криевите” (krieviete).


 Принятие христианства в Древнерусском государстве

Для сплочения государства киевский князь (конунг) Владимир Первый (Вольдемар) (?-1015) вначале пытался приспособить языческую религию. Языческий бог Перун был объявлен общегосударственным богом. По велению князя в Киеве и Новгороде были созданы пантеоны Перуну и другим языческим богам: Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симорглу, Мокошу.

Михаил Васильевич Ломоносов в книге “Древняя Российская история” писал о нравственном облике князя Владимира Первого Святославича следующее: «Препровождал Владимир во время неверия дни свои в пирах и веселиях, в любовной страсти и в роскошах даже до великого излишества, ибо, сверх своих законных жен, держал наложниц в Новегороде, в Вышгороде, на Берестове и в Белегороде больше тысячи. Но и тем не довольствуясь, насильствовал жен и девиц, отнимая у мужей и родителей.»

В течение девятого-одиннадцатого веков Русь совершала нападения на черноморские владения византийских императоров. Чтобы удержать Русь от нападений на империю, Византия пыталась натравливать на Русь кочевников печенегов. Отец Владимира Первого - киевский князь Святослав Первый (?-972), который отказался принять христианство, был убит печенегами по подстрекательству Византии.

Около 989 г. Владимир Святославич принял христианство, ставшее идеологической санкцией новых феодальных порядков на Руси. Во время похода на византийскую (греческую) колонию Херсонес князь Владимир Первый принял крещение. Вернувшись в Киев, он приказал уничтожить идолов языческих богов, а затем согнать киевлян к Днепру, где их крестили прибывшие вместе с князем византийские (греческие) святители: раздетых киевлян загнали в воду и скопом окрестили.

Вместе с христианством на Руси появились и служители новой религии - духовенство. Служителями церкви становились дети из богатых семей. Первыми русскими митрополитами были греки, приехавшие в Киев из Византии.

Крещение Руси рассматривалось византийскими (греческими) политиками как косвенное признание вассальной зависимости от Византии. Распространение христианства среди киевского военно-купеческого населения энергично велось Византией в ее собственных интересах. Средством для упрочения византийского влияния и контроля должна была стать религия. Если грекам не удалось после реформы 988–989 гг. превратить днепровскую Русь в свою колонию, то это уже не их вина, а вина неблагоприятно сложившихся для них исторических обстоятельств.

Распространение христианства на Руси не было мирным процессом. Государственная религия вводилась силой и встречала упорное сопротивление. После крещения в Киеве было восстание недовольных новой религией. В Новгороде пришлось даже пустить в ход военную силу — «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем». В конце десятого - начале одиннадцатого века волнения против насильственного крещения были в Суздальской земле. В двенадцатом веке вятичи (восточно-славянские племена, обитавшие в верхнем и среднем течении реки Оки. Поселения вятичей были и на берегах Москвы-реки на территории современной Москвы), исповедавшие язычество, сопротивлялись крещению. Вятичи убили посланного для их крещения киевского монаха Кукшу.

В конце XI в. киевский митрополит Иоанн жаловался, что многие «жрут бесом и болотом и кладезем», а причастия «не принимают ни единую летом», и церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а «простые люди» заключают браки по прежнему обычаю — «поймают жены своя с плясаньем и гуденьем и плесканьем», и некоторые «без срама» имеют по две жены.


О сословном делении общества в России

Сословное деление - разделение общества на социальные группы, обладающие закреплёнными обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

В России со второй половины восемнадцатого века утвердилось сословное деление на привилегированные сословия: дворянство, духовенство, купечество; и низшие податные (подлые) сословия: крестьянство, мещанство. Помимо наследственного членства в сословии было возможно вступление в привилегированное сословие за деньги или членство в сословии могло быть даровано верховной властью. Сословное деление в России просуществовало вплоть до Февральской революции 1917 года.

Дореволюционная открытка «Семеро с ложкой, - один с сошкой»

Российская императрица Екатерина Вторая (урождённая немецкая принцесса Софья Фредерика Августа) оформила свод сословных привилегий дворянства в «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 года.

Смерды, холопы, чернь, тяглые люди — так именовали представителей низших сословий до начала самодержавия и в царской России. Источники холопства на Руси: рождение от рабыни, плен, покупка холопа, порабощение неплатежеспособного преступника, женитьба на рабыне, занятие холопской работой, самопродажа (долг).

Кабала (слово, заимствованное из арабского языка, буквально означающее обязательство или расписку) — форма личной зависимости человека, связанная с займом. В отличие от полного холопства, существовавшего со времен Киевской Руси, кабальные холопы могли вернуть себе свободу, уплатив долг. Но с 1597 года кабальные люди уже не могли освободиться путем выплаты долга. Царский закон обязывал их служить владельцу кабалы до смерти последнего.

Барщина — даровой принудительный труд крепостных крестьян, обязанных выполнять работу собственным инвентарем в хозяйстве помещика (феодала). Барщина появилась на Руси во времена Киевского государства. Широкое распространение барщина получила в Европейской части России во второй половине шестнадцатого—первой половине девятнадцатого веков. После отмены крепостного права в 1861 году эта форма феодальной земельной ренты сохранилась в виде издольщины. Юридически барщина была отменена в 1882 году, но фактически существовала в виде отработок до Октябрьской революции 1917 года.


О земельной собственности в царской России

Земельная собственность до начала самодержавия и в царской России носила сословный характер. Например, в середине шестнадцатого века треть населенных земель в России принадлежала духовенству.

Обширные земельные владения принадлежали крупным монастырям. Деревнями и селами владели не только монастыри, но также высшее духовенство - патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы. Все вместе они входили в семнадцатом веке в разряд духовных феодалов. По переписи 1678 года Русской православной церкви принадлежало более 116 тысяч крестьянских дворов.


 Карательная царская экспедиция 1569-1570 годов в Новгород

Погром в Новгороде в 1570 году Опричники в Новгороде. Художник М.И. Авилов

В 1569 году царь Иван Грозный (Иван Четвёртый Васильевич) получил донос, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. Эта безымянная «подметная» челобитная стала поводом для огромной карательной экспедиции царского войска в Новгород.

Втайне подготовленный поход опричного воинства начался в декабре 1569 г. Царь хотел, чтобы его появление в Новгороде оказалось внезапным, поэтому передовому отряду было приказано убивать всех, кто попадется на пути. Жестокому разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок, Бежецкая пятина, в которых были убиты несколько тысяч человек.

Подойдя к Новгороду, отряды опричников приняли меры, чтобы «ни един человек из града не убежал». 6 января 1570 г. в Новгород въехал сам царь с основным войском и отрядом стрельцов. Начался погром. Убивали и мучили страшными казнями всех без разбору - мужчин, женщин, детей. Людей обливали горючей смесью и поджигали, сбрасывали с моста в реку Волхов и заталкивали под лед баграми и палками. За один день убивали от пятисот-шестисот до полутора тысяч человек. Всего было убито около 10—15 тысяч человек.

Округа в радиусе 200-300 км от Новгорода была опустошена опричными рейдами. Сжигали хлеб, уничтожали скот, убивали крестьян. Тысячи возов награбленного имущества были вывезены Иваном Ужасным и его опричниками из Новгорода.

До сих пор в низовье реки Индигирки в Восточной Сибири сохранилось село Русское Устье, в котором живут потомки новгородцев, бежавших от террора опричников Ивана Грозного.


 О гражданской войне в России в начале семнадцатого века

Во время гражданской войны в России в начале семнадцатого века одним из руководителей восставших низов был «царевич Петр». Это был самозванец. Имя внука Ивана Грозного царевича Петра Федоровича принял на себя беглый холоп, казак Илейка Коровин.

Во время обороны восставшими Тулы, туда присылали на суд и расправу дворян, плененных в городах и на поле боя. После одного удачного для повстанцев боя «царевич Петр» велел казнить пленных ратников «на всяк день числом по десяти и больши... и иных повеле зверем живых на снедение давати».

Повстанцы Ивана Болотникова. Художник Г.Н. Горелов

Суды над дворянами-«изменниками» проводились повстанцами в форме народных расправ. Осужденных возводили на башню, оттуда одних по требованию народа сбрасывали вниз, а других также по решению народа оправдывали и избавляли от смерти.

«Царевич Петр», подражая мнимому деду царю Ивану Грозному, развлекался медвежьей потехой. Пленных дворян сажали в загородку и туда пускали дикого медведя.

Террор в ходе гражданской войны был с обеих сторон. Когда царские войска нанесли поражение главной повстанческой армии под селом Коломенским, было захвачено до 6 тысяч пленных. В московских тюрьмах они пробыли недолго. Каждую ночь их выводили сотнями, ставили в ряд и убивали ударами дубины по голове, а трупы спускали под лёд в реку Яузу.

 

«Медный бунт»

В 1662 году в Москве произошло восстание, вошедшее в историю под названием «медный бунт».

В 1654 году царское правительство провело денежную реформу, начав выпуск медных денег. Новые деньги были приравнены к серебряной монете, тогда как рыночная цена меди была в 60 раз ниже цены серебра. Накачивание рынка неполноценной монетой привело к кризису финансовой системы. Серебряные монеты стали исчезать из обращения. На рынке стал увеличиваться разрыв между ценой серебряных и медных денег.

Появились поддельные деньги. В махинациях с деньгами были замешаны крупные купцы и приближенные царя. Ходили слухи, что сам царский тесть, боярин И.Д. Милославский, занимался этим доходным промыслом.

Посадские люди, часть стрельцов, пушкари и солдаты получали жалованье медными деньгами, тогда как подати и налоги царское правительство требовало платить только серебряными деньгами.

Расстройство денежной системы привело к прекращению торговых операций и росту цен на продукты питания в городах. Летом 1662 года кризис достиг своего пика.

Объявление о сборе нового налога послужило толчком к восстанию. 25 июля в Москве появились воззвания, в которых перечислялись имена бояр и купцов, повинных в измене царю. Многочисленная толпа людей двинулась в село Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович. В Москве посадские люди разгромили дворы двух крупнейших купцов. Появление в Коломенском толпы, требовавшей уменьшить подати и наказать «изменников», застало царский двор врасплох. Царь был вынужден выйти к толпе с уговорами и обещаниями «учинить розыски и указ».

Тем временем в Москву были посланы гонцы за подмогой. Вскоре к Коломенскому подошло два стрелецких полка. Узнав об их появлении, «тишайший» царь тотчас изменил тон разговора, приказав стрельцам «избавить его от этих собак». Стрельцы неожиданно напали на безоружных людей. Многие из восставших были зарублены или загнаны в реку Москву и утоплены.

Нападение стрельцов на восставших жителей Москвы в селе Коломенском летом 1662 года. Художник Э. Лисснер

Над оставшимися в живых учинили жестокую расправу. Для устрашения населения, восставших вешали на основных московских дорогах, на Лубянке и на Болоте (нынешняя Болотная площадь). По указу царя главным осуждённым отрубали ноги, руки и отрезали язык. Все арестованные были «перепятнаны»: раскаленным железом им выжигали на щеках букву «Б» - бунтовщик. По свидетельствам очевидцев были казнены, искалечены, отправлены в ссылку, лишены имущества несколько тысяч человек.

     1 | 2 | 3
    >>>
Стр. 1 из 3
Главная страница
Высказывания известных людей о государстве, обществе и религии